Выкладка товара в магазине от А до Я

Выкладка товара в магазине

 

Применяя технологии по выкладке товаров в магазине, вы можете получить дополнительную прибыль без увеличения цены на товары. Если вернуться на 15 лет назад, зайдя в продовольственный магазин - мы в том хаосе пытались найти нужный нам товар. А когда сейчас заходим в магазин мы уже четко понимаем, где макаронные изделия, где кондитерка, а в том углу молочные изделия. В бизнесе декора, подарков и магазинах одежды пользуются такими же правилами повышения удобства для посетителей и увеличения прибыли самого магазина.

 

Содержание:

 

Что такое выкладка товара

Выкладка товара в магазине - это метод размещения товара в магазине с целью повышения прибыли от их продажи без увеличения цены. Продуманная выкладка товаров – позволяет клиентам лучше ориентироваться в магазинах с большим ассортиментом, стимулировать клиентов на импульсные товары и продать неликвидные товары.

 

Выкладка товара – это часть технологий системы мерчандайзинга, направленная на увеличение прибыли розничных и продуктовых магазинов на местном рынке. Мерчандайзинг состоит из настройки ценовой политики для магазина, оформления помещения, работа с поставщиками, рекламными материалами и выкладка товаров.

Что такое выкладка товара

 

Зачем нужна выкладка товара

В среднем по статистическим данным, магазины, использующие технологии по выкладке товара получают на 15% больше прибыли. Отслеживание количество продуктов, правильное и удобная их расстановка на полках для клиентов стимулируют клиентов посещать именно ваш магазин.

Главная цель выкладки товара не красиво разложить товар на полке, а стимулировать посетителей покупать определенный товар или докупать к основному товару дополнительные. Существует просто размещение товара, чтобы заполнить место а есть выкладка товара для увеличения прибыли магазина.

Зачем нужна выкладка товара

 

Выкладка товара по магазину позволит активировать мертвые («холодные») зоны магазина. Мертвые зоны магазина – это места в магазине, где меньше всего покупают товары, обычно это дальняя часть магазина, нижний левый угол полки с продукцией, тупики, углы, начало и конец ряда. Зоны, которые остаются не замеченные посетителями магазина и как следствие, товар расположенных в них - реже покупают. Чтобы активировать дальние углы или тупики нужно разместить в них товары-якоря, товары массового спроса, такие как: хлеб, молочницу или алкогольную продукцию. Это товары, чтобы купить которые посетитель готов пройти через весь магазин.

 

Наиболее выгодные зоны в торговом зале

Рассмотрим стандартную ситуацию действий покупателя при посещении магазина, чтобы впоследствии уменьшить количество мертвых зон: Покупатель, который входит в магазин, сначала смотрит на стену "А" потом на стену "Б" и только после на стену "В" (см.Рис.1). Получается, что самая осматриваем и самая лучшая стена - это стена «А».

Выгодные зоны в торговом зале

Рис. 1.

 

Очень часто ретейлеры совершают ошибку - размещая кассу в зоне «А». Если касса расположена в этой точке, то покупатель ведёт себя следующим образом:

Покупатель забегает в магазин, проходит одну третью часть зала останавливается возле правой стены (потому что правшам удобней начинать просмотр по правую руку). Правши останавливаться по правую руку, начинают осмотр товара после этого видят кассу, и мысленно говорят себе, что осмотр магазина окончен, тут ничего нет, и с высокой скоростью покидают магазин (см.Рис.2). Таким образом, в магазине работает только зона "Б".

Стандартная выкладка товаровРис. 2.

 

С такой проблемой сталкиваются многие, чтобы её решить, давайте перенесем кассу в другую зону (Рис.3). Смотрите, как меняется ситуация: покупатель осматривает товары в зоне «Б», после осматривает товары в зоне «А», видит кассу, говорит Спасибо и уходит. Таким образом, мы увеличили осматриваемую зону в 2 раза, которая приносит нам доход.

Размещение кассы в магазине

Рис. 3.

 

Помните что лучшая зона магазина это зона «А», которая бросается первой в глаза, и если ее отдать для кассы, мы теряем лучшие место для магазина. Когда касса у нас не находится в зоне «А» мы используем больше пространства для демонстрации товара.

Если мы кассу размещаем возле выхода (см.Рис.4), будут следующие изменения в передвижении клиентов: клиент входит в магазин осматривает товар в зоне «Б», осматривает товар в зоне «А», осматривать товар в зоне «В» оплачивает на кассе и выходит из магазина. Таким образом, мы избавились от мёртвых зон в магазине, и теперь этот периметр работает на все 100%.

Выкладка для осмотра товара покупателями

Рис. 4.

 

Однако самая крайняя часть торгового зала по-прежнему оказывается мертвой (см.Рис.5). Что этого избежать, ставим какое-то препятствие у входа в виде небольшого столика. Таким образом: клиент заходит в магазин, останавливается возле столика и дальше уже двигается с медленной скоростью, и осмотр уже начинает с самого крайнего угла (см.Рис.6).

Мертвые зоны в магазине

Рис. 5.

Выкладка товара в нейтральной зоне

Рис. 6.

Таким образом, правильно разместив кассу и препятствия, которые тормозят покупателей, Вы можете кардинально изменить продажи в своём магазине.

Виды выкладки товара

 

Горизонтальная выкладка

При горизонтальной выкладке в горизонтальной плоскости размещают товары одной категории. Для привлечения внимания к нижним полкам, в них размещается крупногабаритный товар или товар с низкой ценой. Популярные бренды или товары с сильными конкурентными преимуществами размещаются по краям полок, когда в середине расположены товары со слабыми преимуществами. Популярные бренды привлекают внимание ко всей полки и доверие / авторитет передаются и товарам в середине. Метод горизонтальной выкладки товаров часто используют для размещения товаров больших размеров.

 

Вертикальная выкладка

При вертикальной выкладке однородные товары, или товары схожих категорий размещаются на полке в вертикальном положении.При такой раскладке общеизвестные марки размещают на уровне глаз, для привлечения внимания к данной категории товаров, менее популярные категории размещают на полках нижнего уровня. Такой метод раскладке имеет высокую эффективность, так как позволяет покупателю быстро ориентироваться в магазине. Используется для продажи товаров покупателей любого роста (возраста), а так же в продовольственных магазинах, где процент продаж с нижних полок составляет около 5% и позволяет поднять этот процент.

Вертикальная и горизонтальная выкладка товаров

 

Дисплейная выкладка

Данный вид выкладки представляет собой фирменный стенд. Стоит обычно отдельно от остальных товаров, выделяясь визуально по оформлению и по расположению в магазине.

Дисплейная выкладка

Дисплейная выкладка товаров

 

Идейное представление товара

Идейный метод расположения товара – это передача смысла и ситуации, когда товар может быть использовать, или в каком месте установлен. Н-р: Для продажи гриля, палаток – создают уголок природы. Тем самым посетитель на мгновение представляет себе как будет использовать этот гриль. Такой метод часто используют мебельные магазины, расставляя комнату как спальню с кроватью, шкафами, тумбочками.

 

Выкладка по видам и стилям

Данная выкладка часто используется для размещения товаров в хозяйственных магазинах, аптеках, продуктах, одежды. Так как если покупатель ищет рубашку, он ожидает найти её в разделе, где имеются разные её виды (категория товаров – рубашка). При данной выкладке нужно руководствоваться общими категориями, подкатегориями и видами товаров.

 

Выкладка по размерам

Самый популярный и эффективный метод размещения товаров – это выкладка по размерам, используется для разных товаров от шурупов до одежды. Так как посетителей зашедший в магазин обычно знает какие шайбы нужны, какой размер одежды он носит или ему нужен, тоже самое распространяется и на другие виды товаров.

 

Размещение товаров по цветовой гамме

Этот вариант выкладке используется довольно редко, применяют его обычно магазины модной одежды. Собирая в одном отделе одежду, которая подходит друг другу по цвету, или когда входит в моду новый фасон или цвет.

 

Принципы выкладки товаров

Далее я вам расскажу о самых главных принципах выкладки являющихся основополагающими для размещения товара, зная которые вы сможете эффективней размещать товары в магазине.

 

Принцип: Выкладка недорогого товара вперёд

Данный принцип вырабатывает у покупателя ощущение того, что магазин не дорогой. Если захожу в магазин и вижу выделенные ценники с дешевым товаром, то создаётся впечатление, что это дешёвый магазин. Если же мой взгляд падает на интересный для меня товар, а посмотрев на ценник, вижу высокую цену - у меня создается впечатление, что этот магазин дорогой. В зависимости от того, что вы преследуете, а возможно вы думаете, чтобы о вас думали как о дешевом магазине, то вначале надо выделять более дешёвый товар.

 

Но если мы все дешёвые товары, разместим в начале, а все дорогие окажутся в конце, то снизится продажа более дорогого товара. Потому что человек успеет найти сначала найти дешёвый товар, перед тем как увидеть дорогой.

 

Принцип полосной выкладки

Если цель магазина - продажа более дорогого товара нужно использовать принцип полосы - это когда мы чередуем товар высокой ценой и низкой ценой. При этом выделяют товар по низкой цене, при такой расстановке взгляд покупателя останавливается на более дешевом ценнике, а переходит на правую и левую полосы с товарами, а там у нас будет расположен более дорогой товар. Таким образом, мы стимулируем продажи и дешевого товара и дорогого.

 

Принцип ротации товара

Обязательно при выкладке используйте принцип ротации товаров - это так называемое правило ФИФО ( First In First Out) «первым пришел первым и ушел». Этот принцип заключается в том, что когда вы делаете выкладку нельзя задвинуть назад товар предыдущей партии, а на передний план выкладывать новый. Нужно наоборот выдвинуть вперед старую партию, и от задней стенки к передней выкладывать непосредственно новую партию товара. Если этого не делать, то у вас образуются десятилетней остатки, а если это продукты питания, то будет просрочка.

 

Принцип двух пальцев

Следующий важный принцип - это принцип «двух пальцев» - что это значит следующее: берем пачку ( например пачка сока) отмеряем над ней два пальца и через два пальца вставляем полку. Часто мы видим, как между полками в магазине может влезть голова – это говорит о неправильной расстановке полок в магазине. Разместив их по принципу 2-х пальцев можно установить дополнительные полки для товара. Следовательно товарный запас будет больше и мерчендайзеру не понадобиться каждые 2 минуты ходить и подкладывать товар, а размер выкладки увеличится на 20- 30 процентов. Но если мы не хотим увеличить товарный запас, что тоже неплохо - мы можем увеличить ассортимент на большую групп покупателей - представить больше видов продуктов, ведь порой магазины говорят что у них нет полок и они не могут ввести новый ассортимент, потому что нет места. Это часто происходит из-за банального недостатка полок в виду неправильной раскладки товаров.

 

Принцип расположения товара на полках продажи

Итак все мы знаем в приоритетная место продаж товара располагается на уровне глаз. Также следует отметить, что во время потока покупателя первые 30 сантиметров движения вдоль полок являются невидимой зоной или так называемой мертвой зоной. Поэтому, чтобы не потерять эту зону - Вы должны разместить там очень популярный товар, который покупатель может легко узнать или тот товар у которого достаточно большой марочный блок. Даже если часть марочного блока и осталась в мертвой зоне то это не страшно, так как покупатель узнаёт этот товар и идентифицирует его по остальному оставшемуся блоку. Если все блоки товаров маленький 20 - 30 сантиметров, то все блоки, размещенные вначале - попадают в эту мертвую зону, останутся без внимания.

 

Далее нужно разделить товарные группы на ходовые, прибыльная ,самые выгодные и балласт. Ходовые – это категория, где много покупателей и мало денег. Прибыльная - это много денег, но мало покупателей. Самые выгодные это товары где много покупателей и много денег. Балласт это категория, от чего мы хотим избавиться и вывести из ассортимента.

 

Основным правилом мерчендайзинга при вертикальной выкладки является размещение сначала прибыльных, потом самых выгодных, а потом ходовых товаров. Для того, чтобы прогнать всех покупателей через все товары по пути к ходовым. Прибыльные, самые выгодные должны быть в начале, а ходовые (такие как сметана, молоко) за которыми специально придут должны быть конце. это основной принцип мерчендайзинга.

 

Особенности выкладки товара в магазине одежды

Выкладка товара в магазине одежды зависит от аудитории, для которой представлены ваши товары. Далее будут описаны рекомендации для выкладки товаров одежды.

 

Завлеките внимание

Чтобы увеличить приток новых клиентов в магазин, установите у входа манекены с одеждой. Так как манекены привлекают больше внимания, нежели ряды, позволяя покупателю визуально представить как «одежда» будет сидеть на нем и какой эффект она дает.

 

Группируйте по брендам

Если вы владелец мульти брендового магазина, разместите одежду в отделы по брендам. Внутри каждого отдела выложите товары по категориям / линиям.

 

Выкладка одной коллекции

Все товары, выложенные по данной методике, должны сочетаться друг с другом. Этот способ выкладки упрощает подбор одежды (особенно для мужчин) и магазин получает дополнительные рекомендации от посетителей другим клиентам. Кроме рекомендаций, данная выкладка повышает средний чек, так как дает готовую продукцию клиентам.

Выкладка товаров одной коллекции

 

Аккуратность

Следите, чтобы весь товар был аккуратно выложен. Все пуговицы, должны быть застегнуты. Пояса завязаны. Старайтесь следить за установленным порядком разложенной одежды

 

Используйте методы выкладке товаров, описанных в данной статье, чтобы повысить обороты магазина и его прибыль соответственно.

 

 

×